К читателю 

У человека как существа словесного есть неистребимая потребность узнать, почему эта вещь называется так, как называется, почему одна и та же вещь называется по-разному в разных языках, как произошло то или иное слово. Это благородное желание, однако, часто оказывается неисполнимым, и на это есть три причины: образовательная, научная и лженаучная.


1. Программа по русскому языку, на основе которой происходит обучение этому предмету, практически исключает знакомство с историей языка; если с понятиями историзма и архаизма в области лексики современный школьник еще знаком, то об исторических изменениях в фонетике и грамматике он не знает ничего. Отчасти это объясняется сложностью самого предмета исторической фонетики и грамматики, отчасти прагматическими соображениями вроде того, что для эффективного пользования языком знания о его истории не являются необходимыми, что, на наш взгляд, по крайней мере спорно. Так или иначе, но историю языка, частью которой является и словообразование, в школе не изучают.

2. Практическая лингвистическая работа — создание учебников и словарей — всегда так или иначе зависит от господствующих в данное время теоретических установок. Словообразование как особая лингвистическая дисциплина начала складываться лишь в 50-е годы ХХ века. В эти же годы происходило освоение лингвистического наследия Ф. де Соссюра, одним из положений учения которого является принципиальное разграничение двух типов описания языка — синхронного и диахронного. В эти же годы была поставлена задача машинного перевода, для решения которой язык должен быть описан как самодовлеющая структура, структурализм становился лингвистической модой того времени, поэтому «партия синхронистов» в те годы стала преобладающей. Бесспорной истиной синхронистов является убеждение в том, что одно дело — исторические процессы в языке и совсем другое — реальные связи и отношения, то есть наличная система языка, поэтому смешивать синхронию и диахронию ни в коем случае нельзя — или одно, или другое. По совокупности этих причин в трудах многих языковедов 60-х – 80-х годов словообразование стало описываться исключительно с позиций синхронии. На этой теоретической основе русское словообразование было описано в Академической грамматике русского языка 1980 года, были созданы вузовские учебники по словообразованию, наконец, созданы учебные словари, среди которых особой популярностью пользуется «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А. Н. Тихонова (см. этом подробнее мою статью «Лжеименное словообразование» в разделе «Статьи»). Что же касается исторического словообразования, то, несмотря на наличие целого ряда серьезных исследований в этой области, до создания историко-словообразовательного словаря, хранителя исторической и культурной памяти народа, дело пока не дошло.

3. По этой причине наш соотечественник часто оказывается заложником антинаучных и откровенно лженаучных теорий, которых сейчас расплодилось множество. Имеются в виду такие издания, как «Славяно-русский корнеслов» и выступления, как печатные, так и посредством Интернета, Чудинова, Задорнова и других лингвофриков. Научная несостоятельность, а точнее — откровенная галиматья, с которой выступают эти деятели, очевидна всякому мало-мальски образованному филологу, однако если интересующийся любитель языка не сможет найти истинного знания об образовании слов, то на место настоящего знания придет псевдонаучная околесица. Таким образом, у науки есть долг перед обществом — создание  подлинно научного исторического словообразовательного словаря русского языка

Наш интернет-проект «Русский древослов» является попыткой заполнить эту лакуну. Он носит научно-популярный характер: при сохранении научного уровня знаний, достигнутого в настоящее время, само изложение материала подается в форме, доступной для читателя, не являющегося профессиональным лингвистом. «Русский древослов» обращен прежде всего к учителям-словесникам и студентам, которые готовятся стать учителями словесности, к школьникам старших классов и их родителям, а также надеемся, что он не будет обойден вниманием всех тех, кто интересуется возникновением и образованием слов русского языка.

А. М. Камчатнов