Веречи - Врещи

Верег/у — вере/чи и ст.-сл. врьгѫ врѣщи гл. перех. Др.-рус и русск. форма наст. вр. верегу с рефлексом 2-го полногласия восходит к праслав. корню *vьrg-: *vьrg-o-m > *vьrьgǫ > верегу; в ст.-сл. языке гласный утрачивается и развивается слоговой плавный: *vьrg-: *vьrg-o-m > *vr̥gǫ = врьгѫ; (см. §19). Др.-рус. форма инфинитива с рефлексом полногласия и чередованием в суффиксе инф. ти // *gti // *či восходит к праслав. корню *verg-: *verg-ti > веречи; к этому же корню восходит ст.-сл. форма врѣщи с рефлексом неполногласия и чередованием ти // *gti // *š’ti (см. §§11, 18). Формы вержу, вержешь и др. являются русифицированными ст.-сл. формами врьгѫ, врьжешн.

«ВЕ́РЖУ, зиши, ве́ргнулъ, ве́рзити. Верга́ю, еши, га́ти. учащ. гл. д. Сл. Бросаю, кидаю, мечу. Вержи каменïе на нихъ. Іезек. XXIII. 47. Вергаяй камень на высоту, на главу свою вергаетъ. Сирах. XXVII. 28» (САР 1, 601). Формы вержу, зиши, верзити являются формами гл. верзить, см. ст. «Верзать».

«ВРѢЩИ, врьгѫ, врьжешн сов. (18) [връ- Зогр (4) Map (6) Ас (2) Супр (2) Боян (1)] βάλλειν, ῥίπτειν бросить hodit, vrhnout: прѣжде връѕи камень на ҥѭ И 8, 7 Зогр Map врѣщи сѧ βάλλειν ἑαυτόν, βάλλεσθαι броситься vrhnout se: аште речетъ горѣ сеи ·двигни сѧ ӏ връзн сѧ въ море Мк 11, 23 Зогр (въвръѕи сѧ Map); Супр 316, 19» (СС 126).

«ВЕРЕЧИ. Бросить. Старець жь умилосердивъся и ошедъ от нею тольма, якоже каменемъ веречи [по вар.] (σε. λίθου βολήν). Ж. Сав. осв., 51. XIII в. (1318): [Кавгадыи и великий князь Юрий] съседоша с конь в торгу, близ бо бяше торгу, яко каменемъ веречи. Моск. лет., 165» (СлРЯ XI-XVII вв. 2, 87).

«ВРЕЩИ1 и ВРЕЧИ, вергу (врьгу). Бросить, кинуть. Вьргыи на пътицѣ камень отъгонить ѣ. Изб. Св. 1076 г., 364. (1070): Б҇ъ мылся в мовници и отръся вехтемъ и връже с н҇бси на землю. Переясл. лет., 47. И тот часъ колико отрок вергошя шапки вверхъ. Козм., 77. 1670 г.» (СлРЯ XI-XVII вв. 3, 111).

«Четвертое таинство — жезл и палица, которая, вержена на землю, изменилася в змия ядовитаго, и чрез тое значился крест Господен, который, вержен на землю от бусурман, обратился им в змия ядовита, а нам христианом есть и будет жезлом правости и правды на их неправду и клятвопреступство, будет жезлом силы, посланным нам от Сиона, да владычествуем посреде врагов наших» [митрополит Стефан (Яворский). Моисей Российский… (1711)].

Автор: Александр Камчатнов