Верига

Вер/иг/а, -и с. ж. От праслав. основы *ver/ti. «Из ц.-слав., ср. ст.-слав. верига, -ы мн. ‘цепь, оковы’, родственное болг. вери́га ‘цепь’, ‘горная цепь’, вери́ги ‘путы, оковы’, диал. вери́ги ‘вид старинного украшения невесты’, верýга ‘цепь’ (БЕР 2: 135), макед. верига ‘цепь’, ‘горный хребет’, с.-хорв. вèрига ‘то же’, cловен. veriga < прасл. южн. *veriga (и *veruga), произв. с суфф. -iga (-uga) от *verti, *rǫ в знач. ‘плести, продевать’ (ср. др.-новг. чепь врана ‘цепь, изготовленная посредством продевания, вдевания’ XIV в.)» (Аникин 6, 310).

«вери́га, ги. с. ж; употребительнѣе же во множественномъ Вериги, гъ. 1) Узы, цѣпи; ножныя или ручныя желѣза. Повелѣ связати его вериги желѣзными. Дѣян. XXI. 33. 2) Цѣпи желѣзныя, налагаемыя на голое тѣло самоизвольно нѣкоторыми подвижниками и постниками, которые они не скидывая носятъ» (САР 1, 617).

«ВЕРИГА, -Ы ж (10) ἅλυσις, κλοιός, σίδηρον цепь, оковы řetěz, pouto, okovy: поим̾ше ѥдного съвѧзашѧ · веригами двоими Супр 146, 4-5. — Ас 141а 15; Супр 58, 27; 181, 23; 182, 6; 182, 8; 195, 22; 223, 22-23; 318, 14; 368, 15» (СС 112).

«ВЕРИГА, ж. и ВЕРИГИ, мн. 1. Металлическая нить, проволока, прут; свитые или кованые изделия из них (ужище, цепь). Видѣхъ ... посрѣдѣ тържища градьнааго мужа высока видъмь и красьна добротою... ризы же яко снѣгъ и вѣньць главы его прѣдобръ зѣло и другааго видѣхъ чьрна вельми, и мнози воини подобьни ему чьрьнѣюще ся, власи же его акы веригы съплетены. Усп. сб., 185. XII-XIII вв. Видѣхом мужа велика, в высоту 100 локотъ, и бяше привязанъ веригами мѣдяным<и> по всему тѣлу (и ко десной горѣ бяше привязанъ веригами тѣми). Сл. о трех мнисех, 137. XIV в. || мн. Оковы, узы. Прѣтерзахуся от него веригы и пута скрушахуся (нов. ужи). Мр. V, 4. Гал. ев. XIII в. <…> Посадити въ веригизаковать. (1378): Они же возложиша руцѣ нань, и яша его, и посадиша его въ вериги желѣзны, и гладомъ нудяще его, и возхотѣша его ввергнути въ море. Ник. лет. XI, 40. 2. Металлический обруч, носимый на шее, руках как орудие самоистязания. Чьстьнюю свою веригу. Стихир. XII в. * (1472): Мастеръ сказа на другый день: яко видѣхъ, рече, во снѣ идуща Филиппа митрополита въ всемъ своемъ сану на свой дворъ изъ церкви и вериги на руцѣ несущи свои. Львов, лет. I, 300. И они на себя клали сами— иной вериги железны, а иной чепь на себя положил, а иной, государь, велел себя в погребе приковать чепью. Иос. Вол. Посл., 179. XVI в. ~ XV в.» (СлРЯ XI-XVII вв. 2, 88-89).

Автор: Александр Камчатнов