Учить-выкнуть

Термин Определение
Ук-

Перейти к древу

Дата размещения на сайте — 12 мая 2024 года

Корень, алломорфами которого в русск. языке являются ук- // уч- // -вык- // -выч-, восходит к праслав. корню *ou̯k- // *ūk-, при этом перед начальным гласным второго глагола закономерно появляется протеза *v. В литературе отмечено, что «родственные индоевропейские лексемы с монофтонгом выражают эволютивное или статальное значение: санскр. uc ‘быть привычным к чему-л.’ [СРС: 112], лит. jùnkti ‘привыкать’, арм. usanim ‘привыкаю, учусь’ [Фасм., I: 368], тогда как формы с дифтонгом приобретают каузативный смысл: лит. jaukìnti ‘приучать’, др.-прус, iaukint ‘упражнять’ [Фаcм., IV: 179]. Такое же соотношение было, по-видимому, присуще и анализируемым славянским глаголам. <…> Поскольку, однако, каузативное значение в индоевропейском признается сравнительно поздним [Попов 1881: 283; Гамкрелидзе, Иванов 1984: 341-342, 347], допустимо предположить, что первоначальное различие между *ūk-nou-tei̯ и *ou̯k-ī-tei̯ носило модально-видовой характер, т. е. было различием между результативно-статальным (состояние как результат действия) и процессуальным значениями: соответственно ‘располагать знаниями, иметь навыки’ и ‘приобретать знания’» (Крысько 2007, 368).

Суффикс -*n- глаголов 2-го класса с инхоативным значением в инфинитиве расширялся еще одним суффиксом *-ou-. Ср. возникновение, отриновенъ(ие), вдохновен(ие), обыкнути > обыкновение и под. Написание -нѫ- вместо -ноу- отражает лишь чисто позиционную назализацию гласного; эту версию предлагает А. Мейе (см.: Мейе 1951, 185-186).

Перейти к словарной статье...
Автор: Александр Камчатнов
Выкну - выкнуть

Перейти к древу

Вык/н/у, -ешьвык/ну/ть гл. неперех. От праслав. основы *ūk- с закономерным развитием протезы под действием закона открытого слога и преобразованием *ū > y (ы): *ūk-non-tei̯ > ст.-сл. вкнѫти, др.-рус. выкнути. СО — суффиксальный, суфф. -ну- ~ -н- со значением инхоативного способа действия (см. §50.12). По мнению В.Б. Крысько, «глагол выкнути, по-видимому, исконно являвшийся, как уже отмечалось, глаголом состояния (ср. выше санскр. uc ‘быть привычным’), еще в праславянский период развивает эволютивное значение (ср. гыбнути, съхнути, мокнути) — ‘приучаться, учиться, привыкать’. В этом значении он утрачивает модально-видовую противопоставленность глаголу учити ‘изучать’, становится его полным синонимом» (Крысько 2007, 369). Тем не менее исходная семантика состояния отчетливо сохраняется в производных глаголах, о чем см. ниже.

Перейти к словарной статье...
Автор: Александр Камчатнов
Выучать - выучаю

Перейти к древу

Вы/уч/а/тьвы/уч/а/j/у, -ешь гл. перех. От основы выучи/ть. СО — суффиксальный, суфф. - со значением отвлеченно-длительного способа действия (см. §50.4).

Перейти к словарной статье...
Автор: Александр Камчатнов
Выученик

Перейти к древу

Вы/уч/ен/ик/ъ, -а с. м. От основы выучен/ъ. СО — суффиксальный, суфф. -ик- со значением лица по характерному признаку.

Перейти к словарной статье...
Автор: Александр Камчатнов
Выученица

Перейти к древу

Вы/уч/ен/иц/а, -ы с. ж. От основы выученик/ъ. СО — суффлексальный, суффлекс -а со значением ‘лицо женского пола’; чередование к // ц объясняется аналогией с такими древними образованиями, как пророчица, вещица и др.

Перейти к словарной статье...
Автор: Александр Камчатнов
Выученный

Перейти к древу

Вы/уч/ен/ъ, -а, о; -нный, -ая, -ое прич. и прил. От глагола выучить. СО — суффиксальный, суфф. страд. прич. прош. вр. -ен-, в полной форме — с добавлением суфф. прилагательного -н- < ьн.

Перейти к словарной статье...
Автор: Александр Камчатнов
Выучивание

Перейти к древу

Вы/уч/ив/а/н/иj/е, -я с. ср. От основы выучива/ть. СО — суффиксальный, суфф. -ниj- со значением отвлеченного действия.

Перейти к словарной статье...
Автор: Александр Камчатнов
Выучивать - выучиваю

Перейти к древу

Вы/ýч/ив/а/тьвы/ýч/ив/а/j/у, -ешь гл. перех. От основы выуча/ть. СО — инфиксальный, инфикс -ив- со значением отвлеченно-длительного способа действия (см. §50.4) + перенос ударения на корень для выражения того же значения.

Перейти к словарной статье...
Автор: Александр Камчатнов
Выучка

Перейти к древу

Вы/уч/к2/а, -и с. ж. От глагола выучить. СО — обратное словообразование с суффиксацией, то есть воспроизведение отношения «имя — глагол» с «обратным» направлением мотивации от глагола к имени для выражения значения отвлеченного действия, названного производящей основой, и, метонимически, результата этого действия, + суфф. -к2­ с предметным значением и оформление по типу склонения на *ā.

Перейти к словарной статье...
Автор: Александр Камчатнов
Выучу - выучить

Перейти к древу

Вы/уч/у, -ишьвы/уч/и/ть гл. перех. От глагола учу - учить. СО — префиксальный, приставка вы- со значением общерезультативного способа действия (см. §50.13).

Перейти к словарной статье...
Автор: Александр Камчатнов
Доучать - доучаю

Перейти к древу

До/уч/а/тьдо/уч/а/j/у, -ешь гл. перех. От основы доучи/ть. СО — суффиксальный, суфф. - со значением отвлеченно-длительного способа действия (см. §50.4).

Перейти к словарной статье...
Автор: Александр Камчатнов
Доучивание

Перейти к древу

До/уч/ив/а/н/иj/е, -я с. ср. От основы доучива/ть. СО — суффиксальный, суфф. -ниj- со значением отвлеченного действия.

Перейти к словарной статье...
Автор: Александр Камчатнов
Доучивать - доучиваю

Перейти к древу

До/ýч/ив/а/тьдо/ýч/ив/а/j/у, -ешь гл. перех. От основы доуча/ть. СО — инфиксальный, инфикс -ив- со значением отвлеченно-длительного способа действия (см. §50.4) + перенос ударения на корень для выражения того же значения.

Перейти к словарной статье...
Автор: Александр Камчатнов
Доучиваться - доучиваюсь

Перейти к древу

До/ýч/и/ва/ть/ся до/ýч/и/ва/j/у/сь, -ешься гл. неперех. От основы доучи/ть/ся. СО — суффиксальный, суфф. -ва- со значением отвлеченно-длительного способа действия (см. §50.4) + перенос ударения на корень для выражения того же значения.

Перейти к словарной статье...
Автор: Александр Камчатнов
Доучу - доучить

Перейти к древу

До/уч/у, -ишьдо/уч/и/ть гл. перех. От глагола учу — учить. СО — префиксальный, приставка до- со значением достигательного способа действия (см. §50.16).

Перейти к словарной статье...
Автор: Александр Камчатнов